вторник, 24 июня 2008 г.

Создание соответствующего представления есть уже дело мышления

Создание соответствующего представления есть уже дело мышления. Следовательно, движение, как часть представления, должно быть отнесено к ошибочной конструкции мышления, а не к ошибочности чистого восприятия, так как чувства, как сторона пассивная, никогда не могут ошибаться. Так думали некоторые последователи Дигнаги.208 Но Дхармакирти с ними не соглашался, и именно поэтому, как полагает Дхармоттара, дополнил определение Дигнаги прибавкой слов не пред- Cp. NBT. 20: acaryaikadeciyah. ставляющий собой иллюзии.209 Тем не менее, отсутствие иллюзии является в то же время чертой восприятия, так же отличающей его от умозаключения. Хотя Дхармоттара говорит, что слова не заключающее в себе иллюзии знание помещены в определении восприятия для того, чтобы отличить его от умозаключения, однако он говорит, что умозаключение представляет собою иллюзию (NBT. 7. 12). Что слова abhranta не было в определении Дигнаги, ясно прежде всего из того, что его нет в тибетском переводе Праманасамуччая, I. 3: mno-n. sum. rtog. par. dan. bral. pa. Затем, Уддьотакара (NV. 4445) и Вачаспатимишра (NVTT. 102) приводят определение Дигнаги без этого слова Там же: grahye гире na viparyastam, о значении термина grahya, как выражающего пассивную сторону познания, см. выше. 211 О взаимном отношении обоих источников знания см. ниже, в главе о единичной сущности. Отнесение знания, получаемого путем умозаключения, к числу иллюзий, не может не вызвать недоумения прежде всего потому, что это противоречит словам самого Дхармотта-ры. Причисляя умозаключение к источникам правильного познания, он приравнивает его к восприятию. Подобно тому, как ложное восприятие есть знание об объекте недействительном, равным образом и ошибочное умозаключение есть тоже знание об объекте недействительном (NBT. 3- 1222). Исследуется здесь, говорит он, правильное знание, а правильное знание есть знание об объектах действительных (arthakriyasamarlha, NBT. 3- 23). Хотя он здесь отделяет правильное познание от ложного и не называет последнего иллюзорным, но тот пример, которым он иллюстрирует ложное знание видение воды в пустыне (фата моргана) не отличается существенно от других примеров иллюзий, им приводимых. реклама липецк

Комментариев нет: