вторник, 24 июня 2008 г.

86. 5: samanyalaksanenaiva vyabhicarino niras-tah pratyayah). Но тогда является вопрос, чем же вызы

86. 5: samanyalaksanenaiva vyabhicarino niras-tah pratyayah). Но тогда является вопрос, чем же вызывается так называемое ложное восприятие или чем оно отличается от тех, которые с обыденной точки зрения называются правильными. Если человек, страдая от жажды в пустыне, принимает мерцание лучей солнца за восприятие воды, то ошибка лежит в элементе вода', в общем представлении или, как выражается Уддьотакара, в познании, а не в объекте (NV. 39- 12: jnanasya vyabhicaro narthasya). В суждении 'это вода' элемент чисто чувственный (NVTT. 87. 13 14: na nirvikalpakam bhran-tam kirn tu savikalpakam) оказывается истинным. Чувства никогда не могут ошибаться, ошибается лишь рассудок или мышление. Но так как оказалось, что мышление всегда ошибается, то между так называемым правильным суждением восприятия и ложным большой разницы нет (NVTT. 56. 1314). Все, что мышление приписывает объектам, произвольно и относительно. Если игра солнечных лучей принимается за воду или жемчуг за серебро, то ошибка лежит в деятельности мышления, которое создает ложное представление о тожестве жемчуга и серебра.261 Первый элемент суждения, 'это есть' (ida-Hrita. Ср. NK. 191- 8), всегда верен, так как он представляет со-|бой чистое бытие, истинно-сущее, которое состоит в утверждении. Второй элемент с этой точки зрения всегда ошибочен, так как представляет собой продукт мышления, или воображения, который в себе самом ни истины, ни бытия не содержит (ср. NVTT. 340. 10). В первом элементе является нам 'чистый' объект (ср. NK. 192. 8: kevalasyayivarthasya), в 'чистом* восприятии (Там же: nirvikalpakavat; ср. ibid. 189-16), в форме утверждения 'это есть' (Там же: idarntaya; ср. NVTT. 92. 15: idam iti saksatkarah). Во втором мысль воображает не существующий объект (Там же. 192. 26: vikalpah... asa-ntam artharn vikalpayati) в ложном построении (alike; NK), которое может слиться со словом (cabdasamsargavati: NK;. Чистое же бытие со словом слиться не может, потому что все, что может быть названо словом, или все опытное познание, есть плод воображения (kalpana jnanam iti; NK). Креативная реклама

Комментариев нет: